Облагаются ли НДС коммунальные платежи? 2021 год

Здравствуйте. В сегодняшней статье обсудим Облагаются ли НДС коммунальные платежи? 2021 год. Если у Вас появился вопрос, сразу задавайте его консультанту. Приятного чтения

Должна ли облагаться НДС деятельность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД?

С 1 января 2021 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Правомерность предъявления УО и ТСЖ к уплате суммы НДС, начисленной сверх применяемого тарифа за КУ

Существующие тарифы на коммунальные услуги в различных субъектах Российской Федерации и на различные виды коммунальных услуг утверждаются как с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), так и без учета НДС.

В это связи возникают многочисленные разбирательства между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и УК (управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК).

С одной стороны Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 5 октября 2021 г. № 57 разъяснил, что из толкования во взаимосвязи ст.ст. 135 и 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в данном Постановлении ВАС РФ правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на предоставление коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в МКД.

С другой стороны, сложившаяся судебная и правоприменительная практика свидетельствуют об обратном: НДС платить надо.

Суд нижестоящей инстанции (Арбитражного суда Московской области) по мнению ФАС Московского округа не учел, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем увеличение тарифа на сумму НДС при реализации предприятием услуг водоотведения не противоречит п. 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

Рассматриваемый вопрос также нашел отражение в постановлениях Президиума ВАС, причем позиции в указанных постановлениях содержатся прямо противоположные.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2021 г. № 12552/10 содержит вывод о том, что расчет РСО суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса РФ , Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2021 г. № 307 (действующих на момент судебного разбирательства – прим. авт.).

Президиум ВАС отметил, что при расчетах между ТСЖ и РСО подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, в то время как при определении суммы задолженности суд нижестоящей инстанции счел, что тарифы, установленные органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения, не включают НДС.

В Постановлении Президиума ВАС от 22 февраля 2021 г. № 12552/10 указано, что у РСО отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 %.

Далее в связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между РСО и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает арбитражным судам следующие разъяснения (Постановление от 17 ноября 2021 г. № 72).

Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с РСО с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости — назначена экспертиза.

Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у РСО отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление РСО к оплате УК дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению .

Кроме того, исполнитель коммунальных услуг, уплативший РСО сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, на основании п. 1 ст. 2021 Гражданского кодекса РФ вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2021 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые осуществляют организации коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС. Организация коммунального комплекса — юридическое лицо, которое занимается системами коммунальной инфраструктуры, эксплуатирует объекты для утилизации ТКО. Важно, как организация использует системы коммунальной инфраструктуры. Если систему применяют для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Бухгалтерские ошибки приводят к тяжелым последствиям — штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. В зоне риска бухгалтеры и руководители организаций. Мы изучили типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры, и рассказали, чем они опасны и как их избежать.

Формирование цены на ЖКУ

Состав стандартной оплаты коммунальных услуг включает в себя несколько ключевых взносов, а именно:

Плата за поддержание жилья в нормальном состоянии и проведение ремонтных работ включает в себя всевозможные работы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также ведение деятельности, связанной с содержанием и текущим ремонтом различного имущества, находящегося в общедомовой собственности.

Среди наиболее очевидных услуг этого рода стоит выделить:

  • облагораживание участков около дома;
  • вывоз мусора;
  • проведение уборки во дворах возле дома;
  • поддержание в безопасности и чистоте каких-либо общественно-полезных территорий;
  • проведение всевозможных ремонтных работ.

По факту же, руководствуясь частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса, в преимущественном большинстве случаев используются те тарифы, которые были установлены региональными органами власти отдельных субъектов.

Возможно ли выселение из квартиры за неуплату коммунальных платежей — читайте публикацию.

Цена коммунальных услуг

Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация — не подлежит налогообложению. От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Облагаются ли коммунальные платежи НДС

В соответствии с нормами, указанными в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса, говорится о том, что реализация коммунальных услуг полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

Данное правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются товариществами владельцев недвижимости, управляющими организациями, а также другими потребительскими специализированными кооперативами, формирование которых осуществлялось для того, чтобы удовлетворить потребности граждан в недвижимости, а также обеспечить оптимальное обслуживание общедомовых инженерных систем.

При этом стоит отметить тот факт, что указанная норма не предусматривает возможность освобождения от налога каких-либо коммунальных услуг, которые продаются управляющим организациям специализированными коммунальными комплексами, а также поставщиками газа и электричества.

Точно так же не освобождаются от необходимости выплаты данного налога какие-либо работы, связанные с поддержанием зданий в нормальном состоянии и проведением ремонта общедомового имущества.

На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации. Так как изначально тарифы указываются с учетом налога на добавленную стоимость, граждане оплачивают их с учетом данной выплаты, и если в дальнейшем компания, работающая на упрощенной системе, не оплатит в бюджет соответствующую сумму, по факту она ей будет присвоена, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой непосредственное нарушение государственной ценовой дисциплины.

Таким образом, если компания, занимающаяся предоставлением коммунальных услуг, работает на упрощенной системе и не хочет оплачивать налог на добавленную стоимость в соответствии с общеустановленным порядком, то в таком случае ей стоит обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы добиться возможности указания тарифов для граждан, не включая в них указанную выплату.

Чтобы добиться реализации данной цели, можно инициировать проведение специализированной экспертизы тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие в установленных ценах налога на добавленную стоимость в конечном итоге позволит существенно сократить затраты для обычных граждан.

Как происходит возврат коммунальных платежей — читайте далее.

В этой статье мы расскажем, где оплатить коммунальные платежи.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Оплата коммунальных через интернет банк

    Заполняю квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк. Не пойму — надо указывать платеж с НДС (18%) или за коммунальные услуги НДС не платится.

    НДС на коммунальные услуги не платится

    НДС не платится. В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Олег Борисович, этот показатель зависит от того на какой системе налогообложения находится Ваш поставщик коммунальных услуг: на общей системе налогообложения или на упрощенной. Обычно, НДС если предусмотрен в соответствии с законом, уже включен в тариф. Поэтому на Вашем месте я бы не делал никаких выделений. Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.

    Уважаемый Олег Борисович !

    Коммунальные услуги оплачиваются на основании квитанций, которые предоставляют ежемесячно собственникам помещений в Многоквартирных жилых домах Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или поставщики конкретных видов коммунальных услуг. В квитанциях таких уже указана сумма оплаты за поставку данной коммунальной услуги.

    Вот эту сумму и следует указывать в квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк.

    НДС чаще всего закладывается в тарифы за коммунальные услуги. Зная тариф, зная объем поставленной коммунальной услуги, легко определить сумму оплаты за конкретный месяц.

    Похожие вопросы

    юрист Лагутин Олег Николаевич:

    А что мешает вашему сыну или иному лицу по доверенности сходить в суд и получить заверенную копию определения — отнести ее приставам?

    юрист Абраменко Александр Юрьевич:

    Пишите жалобу в прокуратуру, можно по интернету через сайт прокуратуры. Жалоба должна содержать информацию о нарушении ваших прав. Обязательно указывайте свои фамилию, имя, отчество, адрес и контактные данные.

    адвокат Шук Павел Семенович:

    ВОПРОС: 1) обязан ли я везти им квитанцию (причем оплатил я через интернет-банк, и оригинала у меня нет — только распечатка). Если обязан, то на основании каких норм Закона?

    юридическая фирма Юридическое бюро «Скрепка»:

    Здравствуйте!Вы когда оплачивали через интернет банк указывали назначение платежа, то есть за что переводятся деньги?

    юрист Искендеров Эмиль Эльдарович:

    Добрый день. В ГИБДД обращайтесь. Если платеж не прошел — предъявляйте квитанцию

    Необходимые определения

    НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

    В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

    На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

    Что понимается под коммунальными платежами

    В соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

    Как новый размер НДС отразится на плате за ЖКУ

    С 2021 года общая ставка НДС увеличится с 18 до 20 процентов.

    Изменения коснутся организаций, которые применяют общую систему налогообложения и не пользуются льготой в части реализации коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, которые приобретают у сторонних специализированных организаций

    Организации, которые находятся на общей системе налогообложения и ведут раздельный учет НДС, имеют право применять льготу по налогу на добавленную стоимость на основании подпунктов 29–30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. В таком случае дополнительные затраты не возникают

    Если УО или ТСЖ, ЖК, ЖСК применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), то они не оплачивают НДС (п. 2 ст. 346.11 НК). В этом случае организациям не начисляют НДС на реализацию своих услуг по управлению МКД.

    Да, повлияет. Из-за роста НДС тарифы на коммунальные услуги вырастут более чем на 4 процента. Чтобы синхронизировать налоговое и тарифное законодательство, индексацию тарифов разбили на два этапа:

    • с 1 января 2021 года тарифы увеличат на 1,7 процента;
    • с 1 июля 2021 года — на 2,4 процента.

    В регионах предельные индексы в июле утверждают власти субъектов РФ.

    Остальные ответы на вопросы читайте в статье журнала «Управление МКД»

    Как оплатить коммунальные услуги ЖКХ без комиссии

    Оплатить услуги без комиссии можно:

    • в учреждениях ЖКХ
    • в банках, но узнайте, взимают комиссию или нет в конкретном банке.
    • на почте
    • с помощью банкомоматов

    »

    Следующая

    Коммунальные платежиКак разделить лицевой счет по платежам в коммунальной квартире

    Помогла статья? Оцените её

    В сегодняшней статье я затрону «больную» тему для огромного количества бухгалтеров УК и ТСЖ, а именно включаются ли в налогооблагаемую базу по УСНО денежные средства, полученные от собственников помещений (потребителей) в оплату коммунальных услуг. Тема сейчас ой, какая актуальная, так как Госдума подготовила очередные поправки в Налоговый кодекс, вступающие в силу 1 января 2021 года.

    Начну с того, что вся «войнушка» происходила и происходит из-за того, что согласно п.38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для ресурсоснабжающих организаций. Проще говоря, если УК купила у РСО кубический метр холодной воды за 30 рублей, то и продать этот кубический метр потребителю можно только за 30 рублей, а значит, не возникает никакой прибыли.

    Если УК работает на общей системе налогообложения (далее по тексту – ОСНО), то у нее, в большинстве случаев, (обратную ситуацию в этой статье я рассматривать не буду) в отношении коммунальных услуг не возникает добавленной стоимости, а значит и НДС, а также прибыли и, как следствие, налога на прибыль.

    В ситуации, когда УК работает на упрощенной системе налогообложения (далее по тексту – УСНО), то тут абсолютно все равно, есть у тебя прибыль или нет, так как законодатель для особо «хитропопых» придумал минимальный налог в 1% от суммы всех поступлений на расчетный счет и в кассу УК (п.6 ст.346.18 НК РФ).

    К примеру, «обороты» УК на УСНО составили 100 миллионов рублей, значит, в бюджет придется оплатить 1 миллион рублей минимального налога, что конечно печалит не только бухгалтеров УК, но и учредителей, которые (как им не стыдно) уплачивать налоги в бюджет не особо то и хотят.

    В данной статье я постараюсь разобрать подробно этот вопрос.

    Итак, давайте «разобьем» хронологию изменений НК РФ на три этапа:

    1. этап первый – до 2021 года

    2. этап второй – с 01 января 2021 года до 01 января 2021 года

    3. этап третий – с 01 января 2021 года

    Этап первый – до 2021 года.

    Писать тут особо нечего, так как налоговые органы и суды всех инстанций однозначно включали все денежные средства, полученные от собственников помещений (потребителей) в оплату коммунальных услуг в состав доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по УСНО.

    Попытки некоторых управляющих организаций доказать суду и налоговикам после 2021 года, что денежные средства за коммунальные услуги не включаются в налогооблагаемую базу по УСНО ни к чему не привели.

    Суды не принимали доводы налогоплательщиков, основанные на неверном толковании норм НК РФ, а если быть точнее основанные на «лапше», которую вешали на уши бухгалтерам лекторы на семинарах и вебинарах, рассказывающие про то, что отсутствие прибыли по коммунальным услугам равно отсутствие дохода и, как следствие, налогооблагаемой базы по УСНО.

    Примеров доначислений в справочно-правовых системах можно найти огромное количество, среди них можете почитать:

    1. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.06.2018 № Ф01-1869/2018 по делу № А79-11145/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 301-КГ18-12610 отказано в передаче дела № А79-11145/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

    2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2018 № Ф04-461/2018 по делу № А70-7080/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 28.06.2018 № 304-КГ18-8109 отказано в передаче дела № А70-7080/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

    Обратите внимание, что суды ссылки на «льготу» в пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ в расчет не брали, так как, по мнению судей, «льгота» начинала действовать лишь с 1 января 2021 года, а значит УК в налогооблагаемую базу по УСНО денежные средства, поступившие в оплату коммунальных услуг, обязаны были включать (да, на семинарах вам лекторы, называющие себя «лучшими лекторами России в ЖКХ», рассказывали другое, но сидеть-то за налоговые правонарушения не им…).

    Этап второй – с 01 января 2021 года до 01 января 2021 года.

    Группа лиц в количестве 400 с лишним человек, гордо называющих себя депутатами Госдумы РФ, по предварительному сговору в конце 2021 года приняла поправки в НК РФ, согласно которым (тут нужно процитировать новую норму целиком):

    «Статья 346.15. Порядок определения доходов

    1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются:

    4) доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями».

    Прочитайте еще раз внимательно то, что написано выше… Прочитали?

    И я прочитал в 2021 году и так и не понял, какие психотропные вещества употребляли избранники народа при написании такой «льготы» для упрощенцев.

    Опять Кочетков ругает государство и таких уважаемых представителей народа почем зря, подумали многие. Придется перед читателями этой статьи объясниться…

    Вернитесь чуть выше по тексту и прочитайте внимательно три последних слова в приведенной мной цитате. Цитирую: «оказанных сторонними организациями».

    Мы задали вопрос о том, что же собственно подразумевалось в этой норме в Минфин и Госдуму.

    Вот такие ответы мы получили:

    — от Минфина;

    — от Госдумы.

    Вам стало понятнее после прочтения ответов? Мне лично нет, так как написаны ответы явно в стиле «отвали смерд, тут более глобальные дела по поднятию России с колен есть».

    Многие эксперты и лекторы стали додумывать то, что не написано в НК РФ и предлагать уникальные советы, как не платить налоги с коммуналки на УСНО. Бухгалтера УК хоть и являются воистину свирепыми по жизни людьми, но когда им рассказывают, что платить налоги не обязательно и ссылаются при этом на некие письма Минфина, «размякают» и начинают верить в чудеса, а, как известно, чудес в отношениях с налоговиками не бывает.

    Давайте предложим, что льгота всё же «рабочая» и попробуем ответить на 2 простых вопроса:

    1. В каких случаях коммунальные услуги при способе управления «управляющая организация» могут быть оказаны сторонними организациями?

    2. Если УК собирает деньги для неких сторонних организаций, то в качестве кого она тогда выступает?

    Ответ на вопрос №1:

    Тут все просто…

    Исполнитель коммунальной услуги в МКД может быть один: УК или РСО. Всё это «предельно» зарегламентировано пунктом 2 Правил, в котором однозначно указано, что исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги».

    Предоставление коммунальных услуг, в свою очередь, в соответствии с п.6 и п.9 Правил осуществляется:

    • управляющей организацией на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (исполнителем в данном случае выступает именно УК);
    • ресурсоснабжающей организацией напрямую населению (исполнителем в данном случае выступает именно РСО).

    Читая «льготу», к всеобщему ликованию бухгалтеров УК принятую депутатами, можно сделать вывод, что она применима лишь к ситуации, когда исполнителем коммунальной услуги выступает РСО, но (держитесь) денежные средства за потребленные коммунальные услуги поступают на счета УК, которая как раз и получает деньги за услуги «оказанные сторонними организациями».

    Самое забавное, что в такой ситуации денежные средства за коммунальные услуги, поступающие на счета УК в случае, когда исполнителем выступает РСО никогда и не попадут в налогооблагаемую базу по УСНО, так как согласно п.1.1 ст.346.15 НК РФ поступления, которые предусмотрены ст.251 НК РФ, не увеличивают налоговую базу при УСНО. Так, в силу пп.9 п.1 ст.251 НК РФ посредник-«упрощенец» не учитывает в своих доходах имущество (включая денежные средства), которое поступило ему в связи с исполнением обязательств по посредническому договору.

    Ответ на вопрос №2:

    В ответе на вопрос №1 мы сделали вывод, что в «льготе» прописаны ситуации, когда УК выступает посредником между РСО и потребителями в части сбора денежных средств за потребленные коммунальные услуги (ну, по крайней мере, я другой трактовки в этой «недольготе» не вижу).

    Ситуация, когда УК собирает наличные денежные средства в пользу третьих лиц, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», так как в описанной выше ситуации УК выступает в роли платежного агента со всеми вытекающими последствиями, среди которых, например, можно выделить обязательную постановку на учет в Росфинмониторинге и т.д.

    В результате сложилась ситуация, когда избранники народа, не включив мозг, приняли поправки в НК РФ, а вся страна не могла понять, что же имелось в виду и как быть-то…

    Многие возразят, что всё нормально, мол, и есть куча писем Минфина по этому поводу, и чиновники неоднократно разъясняли, что на основании пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ поступления в оплату коммунальных услуг, если исполнителем выступает УК, в доходную часть не включаются. Запомните раз и навсегда, что письма Минфина не спасут при обжаловании миллионных доначислений от налоговиков в арбитраже, так как и налоговикам и судьям на эти письма попросту плевать!!!

    А теперь внимание на экран)))

    Как известно, упрощенка бывает с доходов (ставка налога 6% с поступлений) и доходов за минусом расходов (ставка налога 15% с разницы, но 1% с оборота минимум).

    Я сразу отбрасываю ставку в 6 процентов, так как если ее применяет УК, то учредитель этой УК «самоубийца». Далее мы говорим только об УСНО со ставкой в 15%.

    Не находите странным, что в «льготе», действовавшей с 01.01.2018 по 01.01.2021 года, есть исключение из доходной части (хоть и криво написанное), но в п.2 статьи 346.17 НК РФ нет исключений из расходной части

    То есть государство всем налогоплательщикам «сказало», что денежные средства, которые оплачивают потребители коммунальных услуг в доходы при УСНО, не включаются, а деньги, оплаченные РСО, в расходы можно включать???

    Не задумывались о такой афере века? А ведь она принята Госдумой и, по сути, ничему не противоречит)))…

    А если серьезно, то думаю всем понятно, что вся эта суета с якобы имеющейся «льготой» была «выгодна» исключительно тем, кто мог на ней заработать, и нет никаких «рекомендаций» и готовых решений о том, как не платить УСНО с коммуналки в период 2018-2021 годов. Может быть потом появится пленум ВС РФ, который скажет, что я был не прав, но пока его нет и вам решать правильно ли вы воспользовались «льготой».

    Этап третий – с 01 января 2021 года.

    А теперь перейдем к самому интересному.

    С 01.01.2021 года действует новая редакция пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ, и давайте ее сравним со старой редакцией:

    Редакция 2018-2021 года

    Редакция с 01.01.2021 года

    доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями

    доходы, полученные товариществами собственников недвижимости, в том числе товариществами собственников жилья, управляющими организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

    Думаю, разницу заметили все, и многие на нашем форуме уже отписали, мол, круто и прочее.

    То есть с 2021 года упрощенцы могут не учитывать в доходной части все поступления от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг и никаких условий вроде «услуг сторонних организаций» теперь нет.

    Круто же?

    Но наша Госдума не была бы Госдумой, если бы в очередной раз не (простите за грубость) не лоханулась (в работе депутатов это стало уже славной традицией). Не верите? Как говорит один из наших форумчан «следите за руками»…

    Читаем еще раз новую редакцию пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ и что мы там не видим? Правильный ответ: «в НК РФ ни слова не говорится о коммунальных ресурсах на содержание общего имущества (КРСОИ, по-нашему)». То есть льготируются только поступления от коммунальных услуг, а все поступления в части КРСОИ в полном объеме включаются в книгу доходов и расходов и с них платится налог в 15% или минимальный налог в 1% с оборота.

    Здорово, правда?

    P/S Ну и чтобы не забыть… В п.2 ст.346.17 НК РФ включили норму о том, что если доходы от коммуналки при УСНО не учитываются в доходной части, то и при определении расходов затраты на эти коммунальные услуги учитывать нельзя, что в принципе логично.

    Пишите в комментариях, если что-то осталось непонятным. Отвечу обязательно.

    Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2021». Подать ее можно здесь.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: