Единый расчетный центр коммунальных платежей — основные функции

Приветствуем Вас, уважаемый посетитель! В данной статье идёт разговор о том, Единый расчетный центр коммунальных платежей — основные функции. Если у Вас назрели вопросы, задавайте их, спрашивайте, постараемся помочь! Надеемся, что информация Вам пригодится

Нормы закона о коммунальных…

Нормативная база

Все вопросы, касающиеся проживания на территории частной или государственной недвижимости, полностью прописаны в действующем Жилищном кодексе. Статья 153 этого сборника нормативных актов указывает на то, что все владельцы или арендаторы жилой недвижимости должны в обязательном порядке оплачивать потребляемые коммунальные услуги.

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

В перечень коммунальных услуг стандартно входят следующие потребительские расходы:

  • газ;
  • вода;
  • электричество;
  • водоотведение;
  • обустройство придомовой территории;
  • уборка бытовых отходов;
  • техническое обслуживание установленного лифта;
  • обеспечение подъездов освещением;
  • поддержание общедомового имущества в корректном состоянии;
  • проведение капитального или текущего ремонта здания.

Помимо этого, в процессе проведения собрания владельцев недвижимости на территории многоквартирного дома может быть принято решение о том, чтобы добавить в квитанцию о квартплате также всевозможные расходы, необходимые для оплаты кабельного телевидения, интернета, домофона, а также охранных услуг.

Образец единой квитанции по оплате ЖКХ

Нюансы рассрочки…

ЕИРЦ — что это такое, их деятельность

ЕИРЦ расшифровывается как единые информационные расчетные центры

Как известно коммунальные услуги предоставляются различными предприятиями, и они выдают платежные документы с реквизитами, на которые граждане должны производить оплату.

С целью улучшения сервисов платежей, а также возможность гражданам производить платежи на один счет и были созданы ЕИРЦ (единые информационные расчетные центры).

Согласно данной программе единые информационные расчетные центры — это субъекты хозяйственной деятельности, которые не предоставляют никаких комуслуг.

Они просто принимают платежи от населения, и полученные средства переводят на счета коммунальных предприятий, оставляя себе определенный процент (плату).

Для осуществления такой деятельности руководители ЕИРЦ обязаны заключать договора на принятие платежей со всеми предприятиями, оказывающими коммунальные услуги.

С начала деятельности первых ЕИРЦ появилось много споров насчет их функциональности и продуктивности. Некоторые специалисты считают, что данные учреждения не приносят эффективности, а наоборот увеличивают финансовую нагрузку на кошельки потребителей комуслуг.

Вызвано это тем, что стоимость за некоторые услуги фиксированная (например, свет, газ). Поэтому те, кто их предоставляют, не могут работать в минус, а с учетом того, что ЕИРЦ забирают от 2 до 5% от суммы платежа, предприятия должны увеличивать стоимость квартплаты. Другие специалисты (разработчики концепции ЕИРЦ) наоборот говорят, что гражданам выгодней платить таким образом.

Нужно запомнить, что все ЕИРЦ создаются региональными и муниципальными властями, которые и являются их учредителями. При этом действующее законодательство обязывает все коммунальные предприятия заключать соглашения с этими субъектами хозяйственной деятельности на принятие ими платежей.

Принцип работы ЕИРЦ

ЕИРЦ это что?

Теперь перейдем к рассмотрению принципа работы ЕИРЦ. Его можно расписать в следующих этапах:

  1. После создания (регистрации) данный субъект должен сделать программное свое обеспечение, получить лицензию на работу с денежными платежами, и заключить договоры с предприятиями и учреждениями которые оказывают коммунальные услуги.
  2. После заключения договоров и оформления всех разрешительных документов, субъекты, предоставляющие комуслуги должны передать в ЕИРЦ все базы электронных данных, по которым происходят начисления (лицевые счета, другие данные помогающие идентифицировать плательщика, а также установить какую сумму он должен оплатить за текущий месяц).
  3. Далее сотрудники ЕИРЦ имея все базы данных, начинают формировать единый платежный документ (квитанцию) где имеется перечень всех услуг, количество их потребления (показания счетчиков), а также фиксированная ежемесячная или абонентская плата (например, услуги управляющих компаний).
  4. Сформированные квитанции отправляются гражданам, плательщикам.
  5. Граждане, получив их, приходят в ЕИРЦ и в их кассах производят оплату.
  6. Получив средства, бухгалтерия ЕИРЦ аккумулирует их на своих счетах, а затем, забирая свою комиссию, переводит на счета поставщиков коммунальных услуг.

В принципе работа этих субъектов хозяйственной деятельности ничем не отличается от принятия платежей банками, другими финансовыми учреждениями. Но главное отличие состоит в том, что гражданин, который является плательщиком комуслуг, получает единый платежный документ, и может одним действием (оплатой) заплатить за все сразу.

Интересно знать, что некоторые ЕИРЦ, работа которых удовлетворяет население, создали персональные электронные кабинеты плательщиков коммунальных услуг. Благодаря им человеку нужно зайти в интернет, создать свой персональный кабинет, куда и будет поступать вся информация по коммунальным платежам, задолженности.

Прикрепив к этому кабинету свою банковскую карту, человек сможет производить оплату за ЖКХ не выходя из дома, то есть введя данные своей банковской карты и сумму, которую надо снять и перечислить в ЕИРЦ.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Как формируются квитанции на оплату

Самый большой ажиотаж у плательщиков коммунальных услуг, которые стали получать их платежные документы, вызвали начисления, которые в некоторых регионах были завышены в несколько раз.

Люди сразу стали разбираться, в чем проблема, и как оказалось, вина в этом была предприятий, которые предоставляли коммунальные услуги, так как в большинстве случаев они неправильно давали информацию. Поэтому вопрос формирования квитанций требует отдельного рассмотрения.

Как было указано выше ЕИРЦ это посредники между плательщиками за квартплатау, и теми, кто их предоставляет.

То есть учет о потребленном количестве ведется именно последними. Некоторые предприятия, у которых есть базы данных, лицевые счета не вовремя предоставляют информацию, поэтому в некоторых случаях, сотрудники ЕИРЦ, дабы не оказаться в ситуации, когда им заплатят меньше, чем необходимо выставляют большую сумму.

Поэтому граждане должны знать, что содержит в себе квитанция на оплату ЖКХ от ЕИРЦ:

  • наименование потребленной услуги, с показаниями прибора учета (если он есть);
  • название юридического лица, которое предоставляет такую коммунальную услугу, его место нахождения (юридический адрес);
  • сумма обязательного платежа, которую нужно заплатить за текущие 30 календарных дней по каждой комуслуге отдельно (по информации предприятия, которое предоставило услугу);
  • остаток задолженности, если такова образовалась за предыдущее время;
  • платежные реквизиты ЕИРЦ, куда будут платиться средства;
  • адрес места нахождения центра по предоставлению таких услуг (ЕИРЦ).

Практика показывает, что такие квитанции весьма громоздкие, некоторые с трудом вмещаются на стандартных листах формата А – 4. Если ЕИРЦ предоставляет услугу по электронной оплате коммунальных услуг, тогда плательщику нужно зайти в свой личный кабинет, получить электронную платежку и оплатить ее банковской картой.

Нужно запомнить, что, несмотря на некоторые угрозы со стороны работников ЕИРЦ, что только они имеют право собирать коммунальные платежи, это не соответствует действительности. Согласно законодательству ЕИРЦ предоставляет услуги, от которых граждане могут самостоятельно отказаться и платить непосредственно через банк или другое финансовое учреждение.

Единые информационные центры (ЕИРЦ) созданы для того чтобы плательщики коммунальных услуг, могли оплачивать их в одном центре и с минимальными финансовыми затратами.

Рост задолженности за квартплату:

23 мая 2018      Юлия Юрьевна    
    748      

Чтобы по максимуму упростить операции, связанные с оплатой коммунальных услуг обычными гражданами, им дается возможность использовать много разных доступных и очень удобных вариантов проведения оплаты.

Одним из методов является использование такой оптимальной функции, как единый расчетный центр коммунальных платежей.

В данной статье можно найти ответы на вопросы, что собой представляет подобный расчетный счет и как осуществляются платежи через подобный сервис.

Многочисленные вопросы, прямо касающиеся проживания на участке государственной или частной недвижимости, обозначены в современном ЖК, в статье 153. Основной информационной составляющей данной статьи является обязанность своевременно оплачивать предоставляемые коммунальные услуги. В перечень по установленному стандарту входят такие расходы, как:

Одновременно с этим при проведении собрания собственников недвижимости на территории здания нередко принимается решение относительно того, чтобы внести в стандартную квитанцию разного плана расходы, которые могут потребоваться для оплаты таких дополнительных услуг, как интернет, охрана, телевидение и охранные услуги.

Данный единый расчетный центр специально создавался для обеспечения максимально полноценного соблюдения современного законодательства, которое касается проведения многочисленных расчетов между такими объектами, как управляющие компании, поставщики и владельцы жилья. Данная форма современного обслуживания осуществляется с применением всех возможных современных информационных технологий.

Среди основных ключевых направлений, которые выполняются сотрудниками центра, можно отметить следующие виды и категории деятельности:

Для обеспечения максимального удобства обычным гражданам на данный момент предоставляется большое количество специальных территориальных отделений. Многочисленные единые расчетные центры оснащены самыми современными технологиями.

Основная деятельность расчетных центров отличается многогранностью и подразумевает под собой одновременно несколько видов и категорий деятельности. Среди самых преимущественных из них можно отметить:

Одним из основных преимуществ работы подобных организаций для обычных граждан является возможность оплаты услуг без начисления дополнительной комиссии. Оплату услуг можно производить в режиме онлайн, сэкономив огромное количество времени.

Порядок начисления квартплаты и платежей на коммунальные услуги прямо зависит от установленных в той или иной области тарифов. Также имеет значение наличие в жилье плательщика установленных индивидуально приборов учета.

Если подобные счетчики установлены, сумма платежей будет устанавливаться строго в соответствии с теми тарифами, которые устанавливаются за каждую единицу потребляемых активов.

Оплата за ремонт здания и использование общедомового имущества осуществляется в отдельном порядке.

Это касается и распространяется на большинство современных многоквартирных домов. Отдельно осуществляется оплата за освещение общественных зданий, лифт и иные системы.

Обычная платежная квитанция, назначенная за коммунальные услуги, отражает следующую информацию:

Документ должен содержать в своем составе информацию, которая касается плательщика, общей площади объекта недвижимости, а также возможности получения специализированных льгот.

В платежки также вносится дополнительная информация относительно оплаты коммунальных услуг. Это касается индивидуального добровольного страхования или временного перерыва в оплате коммунальных услуг.

Довольно часто указывается информация относительно получателя платежей за ресурсы. Как правило, это банк или иная уполномоченная компания.

Получить квитанцию на руки можно посредством стандартного почтового отправления, личного обращения или через интернет.

Одним из основных направлений современных расчетных центров является прием платежей от населения и предъявление претензий к лицам, которые не оплачивают коммунальные ресурсы. Полномочия подобных центров распространяются на широкую сферу действия вплоть до разбирательства через суд.

Перед применением тех или иных жестких мер, специалисты расчетного центра стараются донести до неплательщиков информацию по образовавшемуся долгу. При формировании подобных обращений собственникам представляется перечень вариантов погашения задолженности.

Если со стороны должника не последует никакой реакции, он получит официальную претензию, где будет указана обязанность по оплате задолженности на грядущий месяц. Если отсутствует реакция, квартиру неплательщика могут на законном уровне отключить от тех коммунальных услуг, по которым образовалась задолженность. Далее все вопросы будут рассматриваться через суд.

Иск в суд подается, если неплательщик отказывается идти навстречу сотрудникам центра при их попытке решить проблему в досудебном порядке.

Главным преимуществом использования услуг современных расчетных центров является проведение платежных операций в максимально короткие сроки. При этом плательщики не тратят время на ожидание, пока деньги будут отправлены в нужную управляющую компанию. Кроме того, проведение платежей через центр является очень выгодным, так как не начисляется дополнительная комиссия.

Источник: https://grazhdaninu.com/zhilishhnoe-pravo/zhkh/edinyiy-raschetnyiy-tsentr.html

Оценка статьи:

Несмотря на то, что ООО «РКЦ» сегодня уже не работает с тремя УК, а с 1 марта к ним присоединится и ООО «УК «МУП «ЕРЦ»,  долги, накопившиеся в прошлые годы, никуда не делись. В новых платежках ООО «ГРЦ» они не отражены, но это не значит, что их нет.

— Те долги, которые у жильцов сформировались по другим организациям, прежде всего ресурсоснабжающим, остаются, и мы по-прежнему будем принимать по ним оплату, — сказал генеральный директор ООО «РКЦ» Владимир Енютин.

Обратите внимание!

Об этом же напомнил должникам и начальник отдела по работе с задолженностью населения МУП «Гортеплосеть» Денис Малахов. Он сообщил, что по ООО «УК «НУК» задолженность по 326 лицевым счетам составляет в общей сложности около 3,8 млн. рублей, а по ООО УК «КУРС» 574 собственника должны в сумме почти 9,7 млн. рублей.

— Эти долги или будут просужены нами, или мы будем отключать должникам услугу «водоотведение», — сказал Денис Малахов. — Люди, получая квитанцию из ГРЦ с «нулевым сальдо», не должны думать, что у них долгов нет. Для решения всех вопросов жители могут обратиться в два наших офиса: на Ленина, 43 и XXI  Партсъезда, 11.

От редакции: насколько целесообразно появление в городе еще одного расчетного центра, покажет время. Принципиален вопрос, будет ли обеспечена своевременная оплата услуг муниципальных предприятий? Мнение железногорцев наша газета опубликует в любом случае.

Жительницы дома по ул. Димитрова, 15 Татьяна Ковалева и Валентина Диулина сравнивают старые платежки и новые, и сравнение не в пользу последних.

  1. Екатерина Гладушина
  2. Комментирует заместитель главы администрации города Денис Быканов:
  3. — На сегодняшний день договора между управляющими компаниями «КУРС», «НУК» и МО «Электропромсервис» и ресурсоснабжающими организациями не заключены, также не заключен договор с МУП «Эко-сервис».
  4. Если это не урегулируется в ближайшее время, то после праздников будет прекращено предоставление услуги «Сбор и вывоз ТКО» по этим УК.
  5. Параллельно мы обратимся в надзорные органы по поводу того, что мусор не вывозится, для принятия мер к управляющим компаниям.

Кроме того, никто не предлагал муниципалитету стать соучредителем данной организации. Со своей стороны, мы предлагали ГРЦ провести пробные начисления жилищно-коммунальных услуг, отрегулировать все вопросы, но УК не согласились с нашими доводами. В результате непонятен порядок начисления за ЖКУ, а также перечисления ресурсоснабжающим организациям денежных средств.

Источник:

Порядок работы учреждения

Для того чтобы разобраться как работает ЕИРЦ нужно понимать, что в его основе лежит принцип “Одного окна”. Учреждение не только находится в постоянном взаимодействии со всем участниками расчетов за жилье и услуги, но и является средством по снижению расходов на обработку платежей, путем автоматизации процессов.

В обязанности ЕИРЦ входит:

  • Осуществление централизованного начисления сумм за коммунальные услуги согласно утвержденной схеме расчетов.
  • Прием платежей за коммунальные и жилищные услуги (электроэнергию, газ, интернет, телефон и др.).
  • Автоматизация и унифицирование работы, а также перевода ее в онлайн-режим.
  • Контроль деятельности пунктов по приему платежей.
  • Проверка произведенных оплат по каждому плательщику.
  • Контроль за перечислением средств поставщикам.
  • Формирование и контроль за системой отчетов и иная аналитическая деятельность.
  • Выдача справок о регистрации по адресу, по месту жительства (для военкомата) и других.
  • Совокупность вышеуказанных обязанностей делает организацию координационным центром расчетов за коммунальные и жилищные услуги.
  • Россия – страна с самой большой в мире территорией, с множеством населенных пунктов, в каждом из которых Банк России стремится иметь свое отделение.

В каждом регионе нашей страны Центральный банк имеет свой филиал, который называется Территориальным Учреждением Банка России (ТУ). Всего таких Территориальных Учреждений насчитывается 79, по одному в каждом субъекте РФ.

Исключения составляют 4 субъекта: Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и Московская область.

Обратите внимание!

Если территориальное учреждение Банка России располагается на территории республики, то оно называется Национальным банком этой республики. Например, Национальный банк Кабардино-Балкарской Республики. Если территориальное учреждение расположено в каком-либо другом субъекте России, оно носит название Главного Управления Центрального банка (Банка России).

В структуру Национальных банков и Главных Управлений входят расчетно-кассовые центры, один из которых – головной (ГРКЦ). Всего на территории нашей страны насчитывается 121 расчетно-кассовый центр, из которых 79 – головные.

Столица нашей родины – город Москва – в этом смысле стал исключением. В Москве нет расчетно-кассовых центров. Их функции выполняют 4 Отделения, ОПЕРУ МГТУ Банка России и ОПЕРУ-1 Банка России. Аббревиатура ОПЕРУ расшифровывается как «операционное управление».

Головные расчетно-кассовые центры и простые РКЦ имеют свой собственный БИК (банковский идентификационный код), состоящий из 9 цифр и формирующийся в соответствии с Положением № 225-П Банка России:

  • первые 2 цифры несут код Российской Федерации – 04;
  • третья и четвертая цифра означает код территории России по ОКАТО (общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления) и эти цифры у всех кассовых центров совпадают внутри одного и того же Территориального учреждения;
  • пятая и шестая цифра указывает на условный номер подразделения в Территориальном учреждении Банка России; эти цифры уникальны для каждого расчетно-кассового центра и совпадать внутри ТУ не могут;
  • седьмая, восьмая и девятая цифра для ГРКЦ имеет значение 001.

Это интересно: Как узнать свои долги

Таким образом, распознать Головной расчетно-кассовый центр по банковскому идентификационному коду (БИК) легко и просто. Последними цифрами БИК ГРКЦ всегда являются 001.

В настоящее время Банк России активно вводит электронные технологии осуществления расчетов, кредитные организации переводятся на единые корреспондентские счета и многие расчетно-кассовые центры становятся не нужны. Их количество неуклонно сокращается. Так, в 90-е годы их было более 1300, к 2021 году их количество сократилось до 485. На 22 февраля 2021 года их осталось всего 121.

С 2 февраля 2021 года головные расчетно-кассовые центры официально сменили свое наименование и аббревиатуры ГРКЦ более не используются. Вместо них те же организации стали именовать Главными Управлениями или отделениями по определенному субъекту РФ или городу.

Источник:

Информационные системы расчетно-кассового центра ЖКХ: методики для бухгалтерии по квартплате и тарифам на услуги

Источник: https://vse-o-zakonah.ru/chto-delaet-raschetnyy-centr.html

Содержание квитанций

Обычная платежная квитанция, назначенная за коммунальные услуги, отражает следующую информацию:

  1. Список оказываемых услуг, что предоставляются плательщику во время расчетного месяца.
  2. Норма потребления ресурсов, установленная на территории определенного региона.
  3. Размер оплаты по каждой услуге.
  4. Сумма выплаты, что требуется от собственника за потребленные в определенный период ресурсы.

Документ должен содержать в своем составе информацию, которая касается плательщика, общей площади объекта недвижимости, а также возможности получения специализированных льгот.

В платежки также вносится дополнительная информация относительно оплаты коммунальных услуг. Это касается индивидуального добровольного страхования или временного перерыва в оплате коммунальных услуг.

Довольно часто указывается информация относительно получателя платежей за ресурсы. Как правило, это банк или иная уполномоченная компания. Получить квитанцию на руки можно посредством стандартного почтового отправления, личного обращения или через интернет.

Правила взыскания долга

Одним из основных направлений современных расчетных центров является прием платежей от населения и предъявление претензий к лицам, которые не оплачивают коммунальные ресурсы. Полномочия подобных центров распространяются на широкую сферу действия вплоть до разбирательства через суд.

Перед применением тех или иных жестких мер, специалисты расчетного центра стараются донести до неплательщиков информацию по образовавшемуся долгу. При формировании подобных обращений собственникам представляется перечень вариантов погашения задолженности.

Если со стороны должника не последует никакой реакции, он получит официальную претензию, где будет указана обязанность по оплате задолженности на грядущий месяц. Если отсутствует реакция, квартиру неплательщика могут на законном уровне отключить от тех коммунальных услуг, по которым образовалась задолженность. Далее все вопросы будут рассматриваться через суд.

Иск в суд подается, если неплательщик отказывается идти навстречу сотрудникам центра при их попытке решить проблему в досудебном порядке.

Основные функциональные обязанности

Основная деятельность расчетных центров отличается многогранностью и подразумевает под собой одновременно несколько видов и категорий деятельности. Среди самых преимущественных из них можно отметить:

  • Начисление населению платежей.
  • Рассылка платежных квитанций.
  • Проведение расчетных операций с многочисленными управляющими компаниями.
  • Прием населения по самым разным вопросам, напрямую связанным с расчетами и оплатой потребляемых услуг.
  • Проведение профилактических и информационных работ, связанных с обеспечением высокого уровня мотивации для оплаты долга со стороны тех, кто отказывается производить оплату.
  • Информирование собственников относительно порядка начисления стоимости за предоставленные услуги.
  • Подача официальных заявлений в суд для взыскания задолженности с граждан за те или иные коммунальные услуги и строго в принудительном порядке;.
  • Обход должников с целью взыскания задолженности.

Одним из основных преимуществ работы подобных организаций для обычных граждан является возможность оплаты услуг без начисления дополнительной комиссии. Оплату услуг можно производить в режиме онлайн, сэкономив огромное количество времени.

Что такое единый расчетный центр?

Данный единый расчетный центр специально создавался для обеспечения максимально полноценного соблюдения современного законодательства, которое касается проведения многочисленных расчетов между такими объектами, как управляющие компании, поставщики и владельцы жилья. Данная форма современного обслуживания осуществляется с применением всех возможных современных информационных технологий.

Среди основных ключевых направлений, которые выполняются сотрудниками центра, можно отметить следующие виды и категории деятельности:

  1. Корректное начисление платежей за предоставление коммунальных услуг со стороны физических лиц.
  2. Организация доставки специализированной платежной документации, на основании которой осуществляется плата за потребляемые услуги.
  3. Тщательная обработка информации относительно всех перечисляемых платежей за оказанные коммунальные и иного плана услуги. На основании данных операций формируется необходимая отчетная форма.
  4. Распределение денежных активов на основании представленных банками реестров с последующей отправкой нужной информации в управляющие компании.
  5. Перевод денежных средств тем организациям, которые занимаются поставкой энергетических ресурсов и разного плана коммунальных услуг.
  6. Подготовка документов, необходимых для ведения учета и регистрации физических лиц.
  7. Граждане имеют возможность получить консультационную помощь в любом из территориальных отделений.

Для обеспечения максимального удобства обычным гражданам на данный момент предоставляется большое количество специальных территориальных отделений. Многочисленные единые расчетные центры оснащены самыми современными технологиями.

Нормативная база

Многочисленные вопросы, прямо касающиеся проживания на участке государственной или частной недвижимости, обозначены в современном ЖК, в статье 153. Основной информационной составляющей данной статьи является обязанность своевременно оплачивать предоставляемые коммунальные услуги. В перечень по установленному стандарту входят такие расходы, как:

  • Электричество.
  • Вода.
  • Газ.
  • Водоотведение.
  • Уборка бытовых отходов.
  • Обустройство придомовых участков.
  • Обеспечение осветительными приборами.
  • Техническое обслуживание лифта.
  • Поддержание имущества в должном состоянии.
  • Периодические ремонтные капитальные и текущие ремонтные работы.

Одновременно с этим при проведении собрания собственников недвижимости на территории здания нередко принимается решение относительно того, чтобы внести в стандартную квитанцию разного плана расходы, которые могут потребоваться для оплаты таких дополнительных услуг, как интернет, охрана, телевидение и охранные услуги.

Заключение

Главным преимуществом использования услуг современных расчетных центров является проведение платежных операций в максимально короткие сроки. При этом плательщики не тратят время на ожидание, пока деньги будут отправлены в нужную управляющую компанию. Кроме того, проведение платежей через центр является очень выгодным, так как не начисляется дополнительная комиссия.

Деятельность ЕИРЦ

Единые информационные расчетные центры — это субъекты хозяйственной деятельности

Как известно коммунальные услуги предоставляются различными предприятиями, и они выдают платежные документы с реквизитами, на которые граждане должны производить оплату.

С целью улучшения сервисов платежей, а также возможность гражданам производить платежи на один счет и были созданы ЕИРЦ (единые информационные расчетные центры).

Согласно данной программе единые информационные расчетные центры — это субъекты хозяйственной деятельности, которые не предоставляют никаких коммунальных услуг. Они просто принимают платежи от населения, и полученные средства переводят на счета коммунальных предприятий, оставляя себе определенный процент (плату).

Для осуществления такой деятельности руководители ЕИРЦ обязаны заключать договора на принятие платежей со всеми предприятиями, оказывающими коммунальные услуги.

С начала деятельности первых ЕИРЦ появилось много споров насчет их функциональности и продуктивности. Некоторые специалисты считают, что данные учреждения не приносят эффективности, а наоборот увеличивают финансовую нагрузку на кошельки потребителей коммунальных услуг.

Вызвано это тем, что стоимость за некоторые услуги фиксированная (например, свет, газ). Поэтому те, кто их предоставляют, не могут работать в минус, а с учетом того, что ЕИРЦ забирают от 2 до 5% от суммы платежа, предприятия должны увеличивать стоимость коммунальных услуг. Другие специалисты (разработчики концепции ЕИРЦ) наоборот говорят, что гражданам выгодней платить таким образом.

Нужно запомнить, что все ЕИРЦ создаются региональными и муниципальными властями, которые и являются их учредителями. При этом действующее законодательство обязывает все коммунальные предприятия заключать соглашения с этими субъектами хозяйственной деятельности на принятие ими платежей.

Что такое ЕИРЦ, и как это работает

Эффективная работа коммунальных предприятий, а также оплата за их услуги является одной из приоритетных программ на государственном и региональном уровнях. С целью улучшения и повышения уровня оплаты, в большинстве регионов были созданы ЕИРЦ (единые информационные расчетные центры). О том, что же это такое и о принципе их работы будет рассказано ниже.

Посредник между плательщиком и поставщиком — тормоз на пути платежей, место для возможных махинаций с финансами

Пугающий аргумент, но только для граждан, не знакомых с платежными услугами. В чем суть вопроса? Раньше, когда оплата производилась по абонентским книжкам или квитанциям поставщика, платеж по каждой такой квитанции инкассировался в банк на внутрибанковский счет, а затем в сроки, определенные договором с поставщиком, перечислялся на расчетный счет поставщика услуги. Из банка бумажные извещения и сведения о принятых платежах поступали непосредственно поставщику. Теперь согласно Жилищному кодексу Российской Федерации платежи и за жилищные, и за коммунальные услуги поступают на расчетный счет управляющей компании, которая должна посчитать, сколько какому поставщику причитается, и оплатить услуги своих контрагентов — поставщиков ресурсов, работ, услуг, перечислением со своего расчетного счета на расчетные счета контрагентов.

В случае оплаты по единому платежному документу порядок работы с ним следующий:

  • платежи инкассируются в банк на расчетный счет ЕИРЦ. Чаще всего это второй расчетный счет, все операции по которому связаны только с прохождением платежей населения, то есть выделены из остальной финансово-хозяйственной деятельности ЕИРЦ;
  • электронные реестры платежей и извещения (если они есть) из всех пунктов оплаты, будь то банки, отделения почтовой службы, платежные терминалы, в ЕИРЦ сортируются по расчетным пунктам, где выполнялись начисления;
  • в расчетном пункте по реестрам платежей для каждой управляющей компании определяется сумма сбора за день;
  • на сумму сбора за день оформляется платежное поручение по перечислению денег каждой управляющей компании;
  • по суммам начислений для каждого лицевого счета рассчитывается оплата, приходящаяся поставщикам услуг, представленным в единой квитанции; расчетные данные (сколько какому поставщику причитается денег из суммы сбора за день) отправляются в каждую управляющую компанию.

Такую обработку информации о платежах могут делать и банки или операторы платежных систем, получающие информацию о начислениях из ЕИРЦ. В любом случае длительность операции по сверке электронных реестров с извещениями и обработки реестров платежей примерно 1 день. Остальное время прохождения платежей (не важно, по ЕПД или по абонентской книжке) определяется регламентом операций в банке, в который инкассированы платежи, и политикой банка. Ускорить прохождение платежей по ЕПД можно, открыв, например, всем управляющим компаниям и поставщикам расчетные счета именно в том банке, в который инкассируют деньги сборщики. ЕИРЦ, использующие современные биллинговые системы, готовы предоставлять управляющим компаниям и поставщикам ресурсов доступ к ежедневным данным по сборам в форме, ограниченной только уровнем их технологической оснащенности, например, ограниченной наличием каналов связи, электронной почты. В тех городах, где это делается (например в городах Саратове, Астрахани, Жуковском Московской области, Курчатов Курской области), мифы о задержке или нецелевом использовании платежей населения давно развеяны.

Сбор платежей ЕИРЦ противоречит правовым нормам

Этот тезис многократно обсуждался в профильных журналах. Поправка к закону о банках и банковской деятельности не меняет правовых основ деятельности тех ЕИРЦ, которые работают по агентским договорам с поставщиками, то есть представляют сторону поставщика перед плательщиками. Такого мнения придерживаются, например, эксперты ООО Консалтинговая фирма «Интеллект» Киркорова Н.П., Побединская Н.В. [4] , а также председатель комитета по законодательству Национального жилищного конгресса Ситдиков А.Х. [5] .

Кроме всего прочего, в сборе платежей за жилищно-коммунальные услуги на основе таких договоров нет главного признака банковской операции — зачисление платежей на банковские счета поставщиков услуг. Эту операцию всегда выполняют банки. Подтверждением справедливости приведенного мнения является, например, тот факт, что проверка Ставропольской краевой прокуратурой деятельности ОАО «Городской расчетный центр» (город Ставрополь), собирающего платежи по агентскому договору, не обнаружила признаков лицензируемой деятельности (частное сообщение). Проверка была инициирована публикацией статьи И.П. Маликовой [6] .

Отсюда резюме: правильно оформленные договоры обеспечивают ЕИРЦ возможность работы в соответствии с существующим законодательством. В реальности остается нерешенным лишь вопрос платежей за наем неприватизированных квартир, которые зачисляются в бюджет муниципалитетов, а значит, должны подчиняться бюджетному законодательству. Для ЕИРЦ проблемы нет — исключили из ЕПД услугу, и все, тем более что размер оплаты за наем невелик в общей сумме квитанции, да и доля неприватизированного жилья все уменьшается. Зато проблема возникает у муниципальных властей. Кто и как будет выпускать квитанции или печатать книжки для оплаты найма, собирать эти платежи в поселениях, где нет разветвленной сети банков, чем стимулировать плательщиков отстоять очередь в банк, чтобы платежи были сразу, без посредника в виде ЕИРЦ, перечислены именно на бюджетной счет соответствующей бюджетной классификации? Не проще ли муниципалитету признать ЕИРЦ агентом по сбору платы за наем?

Есть еще неафишируемые возражения, в основном, у крупных поставщиков ресурсов, затраты которых на абонентскую службу относительно невелики.

Во-первых, потеря единоличного владения БД абонентов и потеря контроля за финансовыми потоками. Позиция «крепкого хозяина», который все подбирает под себя, была вполне конструктивной в эпоху полного хаоса, но, может быть, уже пора перейти к разделению труда? Как избежать потери контроля путем включения своих условий в договора с ЕИРЦ, уже было подробно рассмотрено.

Во-вторых, все поставщики опасаются потери части сборов при недобросовестной работе ЕИРЦ в отсутствие страхового покрытия (заметного уставного капитала, недвижимости в собственности ЕИРЦ). Эти опасения может развеять ЕИРЦ, например, открыв расчетный счет на условиях ежедневного нулевого остатка по нему, включив в договор с поставщиками обязательство по ежедневному отчету или прямому доступу поставщика к информации о сборах (платежах). Или можно заинтересовать ключевых поставщиков участием в бизнесе ЕИРЦ, в том числе и созданием ЕИРЦ на базе их собственной абонентской службы. В конечном счете все зависит от уровня профессионализма управленческой команды и прозрачности бизнеса ЕИРЦ, впрочем, как и любого другого бизнеса. Подробно риски и выгоды взаимодействия поставщиков с ЕИРЦ проанализированы в статье Владимира Рахтеенко [7]

И последнее. Для муниципалитетов есть дополнительный аргумент в пользу создания (использования) ЕИРЦ. Если процесс создания множества новых управляющих компаний в ходе проведения реформы ЖКХ все-таки примет массовый характер, то аутсорсинг расчетных услуг — это способ смягчить проблемы периода получения профессиональных навыков управления новыми управляющими компаниями. Никто, кроме ЕИРЦ, не сможет эффективно выполнить эту функцию. Конечно, при этом муниципальные власти должны быть уверены, что база данных плательщиков не пропадет в ЕИРЦ. По законодательству данные о населении относятся к конфиденциальной информации, по идее владеть ею должны муниципальные власти, которые могут обеспечить контроль за ее целевым использованием и преемственность данных при смене коммерческих операторов, будь то ЕИРЦ или расчетный отдел поставщика. Поскольку большей частью БД абонентов были унаследованы коммерческими организациями от советских жилищно-эксплуатационных контор и дирекций единого заказчика, было бы справедливо вернуть их муниципалитетам. Если же ЕИРЦ самостоятельно собрал данные у населения, и муниципальные власти опасаются его монопольного положения, БД придется выкупить, причем не забыть уведомить граждан, добровольно передавших персональную информацию, о смене владельца БД и целях ее использования на случай, если граждане захотят разрешение на пользование информацией отозвать.

Вот тогда на любых поворотах реформы расчеты будут произведены вовремя, сбор оплаты, бюджет муниципалитета, а значит, управление городом и социальная обстановка в нем не пострадают.

  1. ↑ «Имущественные отношения в РФ», №11 (ноябрь) 2007, стр.3-9.
  2. ↑ Борейко А.А. На стыке интересов // ЖКХ. 2005. № 7.
  3. ↑ Д-штрих. 2007. № 8 (20).
  4. ↑ Киркорова Н.П., Побединская Н.В. Основные проблемы функционирования информационно-расчетных центров // ЖКХ. 2006. № 8–9.
  5. ↑ Ситдиков А.Х. Прием платежей за ЖКУ // Коммунальный комплекс России. 2007. № 6.
  6. ↑ Маликова И.П. Госдума разрешила небанковским организациям принимать платежи за связь и ЖКХ // «Жилкомаудит». 2006. № 3.
  7. ↑ Рахтеенко В.Е. Какой расчетный сервис нужен поставщикам ЖКХ // ЖКХ. 2005. № 11.

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Статья написана по материалам сайтов: www.lawfirm.ru, np-gkh.ru, www.gkh.ru, pravozhil.com, lib.custis.ru.

»

Предыдущая

ДругоеБыт — Part 4

Следующая

ДругоеЗайм студентам на карту без отказа

Помогла статья? Оцените её

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: